Звонкин "Малыши и математика"

Я узнал о "Малышах и математике" из серии книг Гиппенрейтер о воспитании детей. Гиппенрейтер приводила отрывки из книги "Малыши и математика" в качестве иллюстрации подходов, которые она озвучивала. Примеры были так восхитительны, что я не удержался от прочтения.

На первый взгляд, если взять книжку Звонкина и просто полистать, может показаться, что это обычный задачник по математике для дошкольников. И действительно, в книге много математических заданий с достаточно подробным описанием (а иногда не очень подробным и приходилось напрягать мыслительный процесс, чтобы все правильно понять). Могу даже предположить, что многие могут заскучать во время чтения, особенно если нет расположения к математике. Меня математика радует и я наслаждался во время чтения и сам с удовольствием решал некоторые задачки, которые не требовали особенного реквизита.

Но математика в книге не главное. Главной особенностью книги, на мой взгляд, является то, что это в первую очередь дневник отца, а не задачник.

Звонкин пишет свои размышления, переживания, которые возникали в процессе подготовки и проведения математического кружка.
Надо сказать, что кружок был профессиональный. Задания были подготовлены качественно и рассчитаны на несколько детей (в кружке из книги участвовало 3-е детей). С помощью книжки можно почти без подготовки начать свой кружок математики (правда, потребуется найти специальный реквизит, но план занятий уже точно готов).

Звонкин не слепо следовал стандартам обучения. Так, иногда, после некоторых заданий он не давал правильные ответы или не подправлял детей, если они отвечали не верно. Если после наводящих вопросов дети не меняли своего мнения, он просто переключался на другое задание. На описании таких принципах автор останавливался отдельно и пытался их аргументировать. Так что тем, кто не большой любитель математики я бы советовал ознакомиться с этими размышлениями. В книге они удобно выделены в отдельные лирические отступления.

Читая книгу невозможно не размышлять о том, что же способствует развитию математических способностей. Автор и сам частенько об этом задумывается и приводит свои ответы. Правда, ответы эти в форме размышления, а не конечного решения.

В книге выражено отношение к школе, к дисциплине. Автор замечает, что дисциплина способствует лучшим результатам участников кружка. Однако высказывается резко негативно о школе (несколько раз, правда, смягчая резкость заявлений). Здесь явно не все так просто.

В книге поднимаются и другие вопросы, например, то, что развитие математических способностей - это еще и школа жизни (а возможно и в первую очередь): умение оценивать ситуацию, принимать решения. Однако меня больше зацепил вопрос развития способностей. Не знаю, возможно сейчас ответ на этот вопрос где-то уже опубликован, но в книге готового решения нет (надо заметить, что описываемые события дневника, и в том числе размышления, в книге приблизительно происходили в 1981-1985 года). Но почва для размышления получена колоссальная.

Для себя я сделал вывод, что не стоит тянуть ребенка за уши (или еще что-то). Ребенок развивается постепенно. Некоторые концепции мышления к нему приходят самостоятельно со временем. Для ребенка важна игровая составляющая, интерес. Математика (или другая дисциплина) в первую очередь должна быть интересна. Возможно, это вообще самое важное. Не важно объяснять ли решение или не объяснять, придерживать определенного графика или не придерживаться, а важно создание интереса. А интерес уже сам будет способствовать развитию.
Отсюда, думаю также не стоит заставлять, ругать, делать замечания. Это все ослабляет интерес.

Откуда этот интерес брать? Похоже, только делиться

Популярные сообщения из этого блога

Инструментарий здравомыслящего критика

Мой разбор видео Бесогона, где они оправдывают войну

Описательная похвала