Как вести цивилизованную дискуссию о паранормальном

Замечательный способ попрактиковаться во владении инструментарием — поговорить с друзьями и родственниками об их паранормальном опыте. Когда вам будут рассказывать о пережитом, попытайтесь не выражать сомнений, иначе дискуссии может не получиться. Не стоит также выражать согласие или рассказывать о собственных переживаниях, поскольку это может повлиять на мнение вашего собеседника; кроме того, это не позволит вам воспользоваться инструментарием. Я рекомендую...

Я рекомендую сыграть при этом роль нейтрального дружески настроенного журналиста, заинтересованного в том, чтобы понять собеседника и получить от него все возможные факты. Инструментарий послужит вам источником подходящих вопросов. Однако я не советую формально следовать порядку и задавать все вопросы инструментария подряд; в противном случае беседа может превратиться в допрос. Лучше просто задавать вопросы, которые придут вам на ум. Чем лучше вы знаете инструментарий, тем лучше будут вопросы. Приведём в пример беседу между Хосе и Брендой, изучающей китайскую медицину. Сможете ли вы узнать пункты инструментария, подсказавшие Хосе его вопросы?

ХОСЕ: Я вижу у тебя огромный учебник и маленький пакетик с какими-то... сорняками наверное.

БРЕНДА: Это образец травяного сбора. А в этой книге рассказывается об акупунктуре. Я прохожу курс китайской медицины в институте и должна получить степень.

ХОСЕ: Могу я задать несколько вопросов?

БРЕНДА: Конечно, спрашивай!

ХОСЕ: Насколько я понимаю, при акупунктуре задействуется какая-то энергия.

БРЕНДА: Да, она называется «ци».

ХОСЕ: Ци. Где она находится?

БРЕНДА: Она движется в теле по каналам, которые называют меридианами.

ХОСЕ: Это кровеносные сосуды или нервы?

БРЕНДА: На самом деле они другие. Если правильно вводить специальные иглы в точках на меридиане, где ци блокирована, можно вновь открыть поток этой энергии и восстановить равновесие.

ХОСЕ: Как же ты узнаешь, попала ли ты иглой в нужную точку?

БРЕНДА: Пациент почувствует себя лучше. Когда поток энергии усиливается, человек чувствует себя более здоровым и энергичным.

ХОСЕ: А что если пациент начинает чувствовать себя лучше, а на самом деле специалист ввел иглу не в ту точку?

БРЕНДА: Ну, я бы восприняла это как доказательство того, что специалист все же попал в точку, где был блокирован поток ци. Иногда геолог тоже не знает, где именно залегает нефть.

ХОСЕ: Ну, да. Получается, что если моя ци разблокирована, мне становится лучше. Если мне становится лучше, моя ци, должно быть, где-то разблокирована. А есть ли единый общепринятый способ искать точки, где протекает ци?

БРЕНДА: На самом деле разные мастера акупунктуры предпочитают вводить иглы в разных местах. Если у тебя болит колено, один мастер будет вводить иглы вокруг колена, а другой — в плечо, чтобы оттянуть от колена излишки ци.

ХОСЕ: Получается, что при боли в колене будет два совершенно разных метода лечения.

БРЕНДА: Я говорю о том, что у каждого мастера может быть своя интуитивная система, которая именно у него отлично работает. Все это основано на интуиции и требует огромного количества тренировок и опыта, которых у меня пока нет!

ХОСЕ: Да, но доказана ли эффективность акупунктуры?

БРЕНДА: В мире тысячи врачей, которые используют акупунктуру в своей практике. Если бы состояние пациентов не улучшалось, они давно перестали бы пользоваться этим методом. Миллионы людей получали такое лечение. Лично я могу назвать нескольких человек, которые излечились при помощи акупунктуры.

Отрывок из книги Джонатан Смита "Псевдонаука и паранормальные явления"

Популярные сообщения из этого блога

Мой разбор видео Бесогона, где они оправдывают войну

Инструментарий здравомыслящего критика

Описательная похвала