Интуиция и логика

Я раньше не сильно замечал, что есть две системы принятия решения. Первая система - это взвесить все за и против, подумать и принять решение. А вторая система - это довериться интуиции (чувствам или сердцу). И в разные периоды жизни следовал то одной, то другой технике. И вот сегодня я решил вспомнить всё и разложить по полочкам.

Моя история выбора между этими двумя системами следующая:


1. В относительно далеком детстве, во времена школы я пытался размышлять логически. Не знаю почему. Может быть тому виной академическое образование. Может дело в родителях, которые не агитировали ни к какой вере. И про чувства особо не говорили.
И все бы хорошо, но в какой-то момент я начал замечать, что не могу найти решение для каких-то вопросов. Неоднозначность ответов или  множество неизвестных факторов мешали выбору. Из примеров: идти или не идти на некоторую секцию? Какую профессию выбрать? Общаться ли с человеком, который меня подставил, если он извинился?
Я впадал в замешательство. Что-то выбрать можно было, но оставалось ощущение, что это решение не верное (не достаточно подтверждено доказательствами). Это тревожило.

2. Далее в силу определенных обстоятельствах я стал искать. И нашел, что оказывается можно довериться своим чувствам. Не знаешь идти ли тебе сегодня в кино с подругой? Доверься чувству. Не знаешь стоит ли общаться с подругой дальше - опять таки доверься чувству.
Сначала было сложно. Я понятия не имел, что такое чувство и как ему довериться. Но потом научился. Тренировки сыграли свою роль.
Я и раньше в детстве в фильмах и мультфильмах слышал, что можно слушать свое сердце. И что сердце знает лучше. Но не понимал, что под этим понимается. А теперь понял :)
Но и тут все оказалось не так просто. Со временем (а я не переставал искать) я понял, что некоторые мои спонтанные желания (или решения) связаны с некой заложенной в меня программой общества, родителей.
И снова я был в замешательстве. Я понял, что если бы я принимал решение вдумчиво, то отследил бы данную программу. Также я заметил, что интуитивное решение легко поддается эмоциям и основывается на не верных выводах (на эмоциях).
Как, пример, выбирая работу, вместо того, чтобы анализировать предлагаемые условия, я доверялся чувству, которое реагировало на визуальную красоту офисного здания.

3. Потом был незабываемый опыт кубика. Если не знаете ничего про Дайсмена, то очень советую к прочтению Люка Рейнхарда "Человек жребия".
Но и эта техника давала сбои. Иногда выбор кубика выпадал на тот вариант, который я чувствовал, что мне не нравится)

А дальше встает вопрос во весь рост: Что выбрать? Как принимать решение? Какая тут золотая середина?

В итоге я пришел к следующей стратегии: Если я знаю все условия, то принимаю решение логически (взвешивая все условия). Если не знаю или понимаю, что факторов очень много или времени вдумчиво анализировать нет, тогда уже слушаю сердце (тело или дух небесный :)). Но если и тут не могу определиться, то кидаю кубик и будь, что будет.

Тут только один нюанс: если факторов много, то не смотря на то, что чувства мне что-то подсказывают, я отдаю себе отчет, что выбираю не единственно верный ответ, а тот которые сейчас мне нравится, но реальность может быть другой.

Кстати, недавно я узнал про то, что наше подсознание (система 1) построена на опыте. Так что если опыт в некоторой области есть и вы знаете, что не подвержены глупым предубеждениям, то подсознание - отличный союзник.
Совсем недавно, как на удивление, в руки попала книжка "Думай медленно, решай быстро". Я ее еще читаю, но она уже мне очень нравится. В ней дается классное сравнение этих двух систем. Описываются ошибки этих двух систем и сам принцип их работы с научной точки зрения (прилагаются описания научных исследований).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Инструментарий здравомыслящего критика

Мой разбор видео Бесогона, где они оправдывают войну

Описательная похвала