Инструментарий здравомыслящего критика

Почему инструментарий так важен?
  • Недостаточно быть умным и прекрасно образованным скептиком. В книге Смита "Псевдонаука и паранормальные явления" вы найдете не один пример того, как знаменитые и высокопрофессиональные (даже с гарвардским образованием) ученые, философы и самые скептически настроенные журналисты оказывались обманутыми. Иногда разгадать ловкий трюк невозможно без профессионального иллюзиониста. Инструментарий помогает немного выровнять игровое поле паранормального для всех участников.
  • Псевдонаука может быть очень убедительной. Достойный доверия (на первый взгляд) эксперт при помощи несложной логики и научной лексики может убедить нас в том, что дальше разбираться не стоит. Инструментарий обеспечивает некоторую защиту от преждевременной капитуляции.
  • Ошибка подтверждения и ошибка, связанная с избирательностью и конструктивностью памяти, могут подтолкнуть к тому, что мы будем замечать только свидетельства в пользу паранормального и избегать обратных свидетельств. Инструментарий заставляет нас держать глаза и сознание открытыми и всегда фокусироваться на главном.
  • Паранормальные явления вполне способны ошеломить неподготовленного критика. Когда такое явление не выдерживает испытания, правоверный паранормалист может засыпать вас бесконечной чередой оправданий и объяснений ad hoc. Каждое из них тоже может оказаться не выдерживающим критики, и потребуются новые объяснения. Результат — снежный ком пустых рассуждений, в котором трудно увидеть конкретные утверждения и совершенно невозможно разобраться. Инструментарий помогает увидеть за деревьями лес и понять, когда поток обоснований становится неуправляемым.
  • Инструментарий помогает вовремя остановиться. Может быть, явление действительно относится к паранормальным. Однако в какой-то момент мы достигаем точки возврата, когда необходимо прекратить попытки и вновь начать жить. Инструментарий помогает составить список альтернативных объяснений, а значит, вовремя принять такое решение.
И самое важное. Инструментарий стимулирует полезную привычку мыслить критически. Небрежный человек может, конечно, воспользоваться всего одним инструментом и вообще бросить это занятие на полдороге. Но правильное пользование инструментарием учит нас держать сознание открытым и систематически искать альтернативные объяснения. Рассмотрим подробнее, как это делается.


Итак, Вы столкнулись с необъяснимым явлением. Для начала определите, какое именно явление вас интересует. Затем примените к нему аварийный комплект инструментов здравомыслящего критика. Спросите себя, требует ли данное явление экстраординарных доказательств и не может ли быть у него альтернативных объяснений. Во многих случаях этого будет достаточно.

Определившись с явлением, которое вас интересует, вы можете оценить имеющуюся информацию о нем: презентацию, может быть, веб-сайт, блог, книгу, статью, кино или документальный телефильм. Или вы можете для начала познакомиться с различными источниками и составить собственный обзор предлагаемых материалов.

Обзор материалов для полной сверки с реальностью

Начните свой обзор с подробного описания явления, о котором идет речь. Какие свидетельства в его пользу предлагают те, кто в него верит? Какова история этого вопроса? Насколько распространена вера? Если данное явление паранормально, к какой части континуума (глава 1 "Псевдонаука и паранормальные явления") оно относится? К каким реальным и потенциальным последствиям приведет признание его паранормальным? Можете ли вы назвать какие-нибудь исторические последствия? Какими могли бы быть последствия, если бы явление действительно оказалось паранормальным? Приводите как можно больше подробных цитат.

Попробуйте найти такие сайты по выбранной теме, на которых:
  1. используются сомнительные источники;
  2. делаются логические ошибки;
  3. некорректно используются наблюдения (научные испытания и теория);
  4. представлена информация о том, что может быть всего лишь природной странностью или особенностью мира чисел и статистики;
  5. представлена информация, которая могла возникнуть в результате ошибки восприятия или мошеннического трюка;
  6. представлена информация, которая может отражать ошибку памяти;
  7. представлены заявления о том, что может быть эффектом плацебо;
  8. представлены заявления о том, что может отражать сенсорную ошибку или галлюцинации.
Вот несколько советов по методике составления отчета.
  • Оцените представленные данные. Рассмотрите источники информации, логику и использование наблюдений (научных испытаний и теорий). Недостаточно просто обозначить проблемные явления, нужно подробно расписать, в чем состоит проблема каждого из них.
  • Студенты часто с трудом определяют логические неувязки. Вообще, человек нередко склонен объявлять «нелогичным» все, с чем он лично не согласен. Не поддавайтесь такому желанию, ищите примеры конкретных логических проблем, приведенных в тексте.
  • Иногда сторонники паранормального описывают научный эксперимент, но, как правило, недостаточно детально, чтобы можно было разумно оценить достоверность этих данных. Если у вас есть время, отыщите первичный источник информации — обычно публикацию об исследовании. Если нет, просто отметьте, какой информации не хватает в рассказе и почему это важно знать. В тех случаях, когда сторонники паранормального не описывают реальных научных экспериментов, они часто предлагают вашему вниманию научно звучащую теорию или набор разрозненных теоретических утверждений (которые вам, возможно, придется собрать и скомпоновать). Оцените предложенные объяснения по критерию хорошей теории.
  • Рассмотрите альтернативные объяснения, как предлагает инструментарий. Не ограничивайтесь навешиванием ярлыков:
    Те, кто носит магнитные браслеты, утверждают, что магнетизм положительно действует на здоровье. Это может быть эффект плацебо.Вместо этого приведите подробное альтернативное объяснение:
    Те, кто носит магнитные браслеты, утверждают, что магнетизм положительно действует на здоровье. Это может быть эффект плацебо. Эта гипотеза согласуется с различными элементами магнитной терапии, которые характерны также и для эффекта плацебо. К примеру, магнитную терапию, как правило, предлагают верующие верующим. Как известно, вера предлагающего и пациента подкрепляет эффект плацебо. Магнитная терапия предусматривает сложную лечебную процедуру, при которой тщательно определяется положение различных частей тела, аккуратно прикрепляются магнитные катушки и т. п. Сложность плацебо также очень важна для усиления эффекта. Магнитная терапия сопровождается сложной, но очень наукообразной теорией, — точно такой, какая нужна для усиления эффекта плацебо. Магнитные браслеты часто оставляют след на коже, который иногда воспринимается как признак действенности лечения. Хорошие плацебо всегда активны и обладают отрицательными побочными эффектами. И, разумеется, хорошая магнитная терапия, как и хорошее плацебо, стоит недешево.
  • Возможно, вам не удастся найти примеры всех альтернативных объяснений. Обдумайте и обсудите те, что удалось найти.
  • Большинство альтернативных объяснений будут иметь вид правдоподобных гипотез. Возможно, у вас не будет никаких объективных данных в их пользу. Тем не менее опишите подробно, при помощи какого эксперимента вашу гипотезу можно было бы опровергнуть и исключить. Если проверяемое утверждение невозможно подвергнуть такому испытанию, объясните, в чем проблема. Почему ваша альтернативная гипотеза так важна? Почему тем, кто хочет считать явление паранормальным, следует сначала рассмотреть вашу гипотезу? Основываясь на прочитанном, порассуждайте о том, как сторонник паранормального мог бы отбросить вашу гипотезу или ваши результаты, если вы действительно провели свой эксперимент? Что вы можете на это ответить?
  • При составлении обзора можно воспользоваться ИЗК (Инструментарий здравомыслящего критика) в качестве руководства к действию:
ОЦЕНИТЕ ИМЕЮЩИЕСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Достоверны ли источники?

  • Слабые источники:
    • древняя мудрость;
    • рассказы очевидцев;
    • популярность;
    • средства массовой информации.
  • Обращение к сомнительным авторитетам:
    • надлежащее образование;
    • опыт;
    • знакомство с последними достижениями в соответствующей области;
    • пользуется ли уважением коллег.
  • Когда следует сомневаться в достоверности источников или надежности авторитетов:
    • преувеличения;
    • известен своей легковерностью;
    • не отличает плохие исследования от хороших (или игнорирует стандарт МООН);
    • замечен в небрежности при организации экспериментов;
    • пользуется аргументами ad hominem.

Корректна ли логика?

  • Поищите примеры необоснованных заявлений и противоречий.
  • Поищите примеры неверных или необоснованных выводов.
  • Поищите сомнительные разделы:
    • смешение факта и вымысла:
      • жаргон,
      • технотреп,
      • научная фантастика;
    • двусмысленности:
      • обтекаемые выражения,
      • спор с манекеном,
      • категориальные ошибки, онтологическое слияние, материализация;
    • обманчивость сходства или аналогии,
      • обманчивость обобщений,
      • обманчивость конкретизации;
    • несущественные характеристики:
      • аргумент к эмоциям,
      • аргумент ad hominem,
      • аргумент к личному незнанию,
      • теории всемирного заговора;
    • аргумент к временной последовательности:
      • post hoc ergo propter hoc,
      • ошибка практики;
    • останавливающие допущения:
      • консервативность (слепая вера),
      • порочный круг;
      • ложная дилемма;
    • шпаргалка по логике:
      • Звучит наукообразно, но для истинности утверждения одного этого мало.
      • Здорово закручено, но для истинности утверждения этого мало
      • Вы путаете теплое с мягким, (или) в огороде бузина, а в Киеве дядька
      • Было бы приятно, но для истинности утверждения этого мало.
      • Не судите о книге по обложке.
      • Если обратное утверждение не доказано, прямое не обязательно истинно
      • То, что события происходят одновременно, не означает, что они связаны.
      • Тот, что вы в это верите (или говорите, что это так), не означает, что это правда.
      • Кроме белого и черного есть много других цветов.

Основаны ли заявления на достоверных наблюдаемых данных (научные тесты, теории)?

  • Наблюдения:
    • опубликованные наблюдаемые данные;
    • воспроизводимость;
    • достоверные и значимые результаты экспериментов.
  • Испытания:
    • корректные гипотезы:
      • фальсифицируемость/проверяемость,
      • объяснения ad hoc;
    • эксперименты, призванные исключить альтернативные гипотезы:
      • контрольные группы,
      • двойная слепая процедура,
      • плацебо-контроль,
      • контроль утечки стимула;
    • привлечение подходящих людей:
      • репрезентативная выборка,
      • случайная выборка.
  • Оценка теорий:
    • фальсифицируемость/проверяемость;
    • продуктивность;
    • полнота;
    • простота (бритва Оккама).
  • Стандарт МООН:
    • мошенничество;
    • ошибка;
    • обман;
    • небрежность.
ОПРЕДЕЛИТЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ГИПОТЕЗЫ

Может быть, мы неверно интерпретируем странные особенности природы или мира чисел?

  • Правда ли это?
  • Ошибка доступности
  • Неверная оценка вероятности / иллюзорный оптимизм.
  • Случайное совпадение.
  • Нагромождение случайностей.
  • Закон больших чисел.
  • Наука и случайность:
    • а-уровни и значимость / ошибка I рода;
    • воспроизводимость и размер выборки;
    • контрольная группа;
    • прекращение эксперимента в произвольный момент;
    • предпочтения при публикации.
  • Психологическое искажение.

Возможны ли здесь ошибка восприятия или прямой обман?

  • Эффект Барнума.
  • Ошибка подтверждения.
  • Бытовые иллюзии:
    • пареидолия;
    • апофения;
    • перцептуальное постоянство.
  • Фокусы.
  • Приемы холодного чтения:
    • усиление эффекта Барнума и ошибки подтверждения:
      • множественный вывод,
      • утверждение о двух концах,
      • стрельба по площадям,
      • вернемся позже;
    • пусть объект сам снабдит вас фактами:
      • вопросы,
      • польза сотрудничества,
      • просьба интерпретировать эзотерические знаки,
      • выводы,
      • 20 вопросов;
    • делайте выводы на основе информации из других источников:
      • мелочи и язык тела,
      • достоверная, но неожиданная или малоизвестная статистика,
      • вероятные, но неожиданные телесные изменения,
      • пареидолия и апофения;
    • работа с неполными данными:
      • отвлечение внимания,
      • подгонка,
      • превращение промахов в точные попадания,
      • виноват все равно клиент;
    • главное —шоу:
      • подходящая обстановка для ошибки подтверждения и эффекта Барнума,
      • несколько ошибок не повредят,
      • клиенту надо говорить то, что он хочет услышать.
  • Усиливающее гипнотическое воздействие:
    • закрыть глаза;
    • сосредоточиться на ограниченных стимулах;
    • расслабиться.

Возможна ли здесь ошибка памяти?

  • Ложные воспоминания:
    • ошибка регистрации источника;
    • дезинформация и псевдовоспоминания;
    • что знакомо, то истинно;
    • инфляция воображения / сказать — значит поверить.
  • Дежавю.
  • Предупреждающие признаки синдрома ложной памяти.

Может быть, здесь работает эффект плацебо?

  • Механизмы плацебо:
    • внушение;
    • выработка условного рефлекса;
    • опиоидная система;
    • борьба с самовозбуждением стресса.
  • Неспецифические и нелекарственные эффекты:
    • ошибка в диагнозе;
    • обычный для болезни порядок выздоровления;
    • циклическое течение болезни;
    • неблагоприятные внешние условия;
    • многократное тестирование;
    • возвращение к среднему;
    • неизвестный внешний фактор.
  • Как усилить действие плацебо:
    • мотивация к исцелению;
    • капсулы (большие, разноцветные, частый прием), а не таблетки;
    • «слепота» медицинского работника, проводящего процедуры;
    • сложное наукообразное объяснение;
    • сложная процедура;
    • негативные побочные эффекты;
    • усиливающее гипнотическое воздействие;
    • после процедуры спросить, как подействовало.

Может быть, нас вводят в заблуждение сенсорные аномалии или галлюцинации?

  • Сенсорные феномены:
    • автокинетический эффект;
    • реакция зрачка на свет;
    • энтопические явления;
    • синестезия.
  • Мигрени (аура):
    • фотопсия;
    • мерцательная скотома;
    • фортификационная иллюзия.
  • Туннельные переживания.
  • Галлюцинации:
    • сон и отдых:
      • сон: гипнагогические, гипнопомпические, сонный паралич,
      • внетелесные переживания;
    • галлюцинации вообще: способствующие факторы (лишения, снижение объема сенсорных сигналов, перегрузка раздражителями, стрессовая или напряженная ситуация, употребление соответствующих веществ);
    • модель Алемана/Ларёя:
      • избирательность внимания,
      • метапознание,
      • эмоции и мотивации,
      • ожидания и ранее полученные знания.
  • Психические заболевания:
    • диссоциативное расстройство идентичности;
    • приступы;
    • синдром Туретта;
    • шизофрения.
  • Диссоциативные состояния:
    • психологическое отупение;
    • ослабленное восприятие окружающего;
    • дереализация;
    • деперсонализация;
    • амнезия.
Отрывок из книги Джонатан Смита "Псевдонаука и паранормальные явления"

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мой разбор видео Бесогона, где они оправдывают войну

Описательная похвала